Как выбрать первую электрогитару?

Когда начинающий музыкант, прослушав очередной альбом любимого коллектива, решает, что готов начать свой творческий путь, он неизбежно сталкивается с проблемой выбора инструмента. Оказывается, что «электрогитара» - это не что-то абстрактное, а сложное устройство, состоящее из множества деталей, каждая из которых оказывает свое влияние на итоговое звучание. Гриф, струны, мензура, звукосниматели, форма корпуса и его древесина, а также целый ряд более мелких нюансов смогут ввести в ступор даже очень заряженного на творчество человека. Это не говоря уже о периферии вроде медиаторов, кабелей или усилителей. Данная статья призвана помочь начинающим музыкантам разобраться в обилии терминов и технических нюансов, а также структурировать знания тех, кто уже проявлял интерес к теме.

АКУСТИЧЕСКАЯ ГИТАРА И ЭЛЕКТРОГИТАРА: В ЧЕМ РАЗНИЦА?



Начать стоит с самого базового вопроса: а в чем же отличие электрогитары от акустики? На самом деле, по способу формирования тембра это два принципиально разных инструмента. Акустическая гитара не полагается на внешние устройства и усиливает звук от колебания струн с помощью своего полого корпуса. Электрогитара же наоборот в этом плане полностью зависима от оборудования, к которому подключена. Цельный корпус без пустот не способен обеспечить высокую громкость. Поэтому без подключения электрогитары звучат очень тихо и по звуку сильно проигрывают акустическим собратьям. Однако стоит подключиться, например, к комбоусилителю, и все становится на свои места. Звук электрогитары формируется встроенными в корпус магнитными звукоснимателями. Эти датчики работают не с механическим колебанием струны, а с электромагнитным полем, которое создает это самое колебание.

Иначе говоря, никак нельзя приравнивать эти два инструмента. Они совершенно по-разному реагируют на манеру игры, требуют несколько разных постановок рук и лучше всего звучат при использовании отличных друг от друга приемов исполнения.

АНАТОМИЯ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ



На данном этапе самое время задаться вопросом, а что же, собственно, представляет собой конструкция электрогитары? Этот инструмент можно разделить на три основных сегмента: корпус, гриф и перо грифа. Теперь немного подробнее про каждый из них.
  1. Корпус. Он зачастую представляет собой цельный кусок древесины изготовленный в определенной форме и имеющий вырезы под электронику, звукосниматели и фурнитуру. Также на корпусе располагается струнодержатель и гнездо для подключения кабеля. Иными словами, корпус – это основная часть инструмента, где происходит формирование его тембра и то, что делает каждую гитару уникальной.
  2. Гриф. Это место, где рождается непосредственно музыка. Именно с грифом гитарист взаимодействует активнее всего определяя ноту, которая прозвучит. Гриф представляет собой продолговатый и предварительно обработанный кусок древесины, внутри которого располагается металлический стержень (анкер), не позволяющий древесине выгнуться под натяжением струн. На грифе находится накладка с металлическими пластинами – ладами. Прижимая струну между двумя ладами музыкант сокращает длину ее рабочей части, повышая тем самым высоту звучания. Гриф может крепиться к корпусу разными способами, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Например, гриф на болтах легко заменить в случае поломки и он позволяет добиться более яркой атаки, в то время как вклеенный гриф обеспечивает более продолжительный сустейн.
  3. Перо грифа. Оно представляет собой элемент, на котором расположены механизмы настройки струн – колки, и, зачастую, место доступа к анкерному стержню.
Иными словами, перо грифа отвечает за строй гитары, гриф – за выбор нот и удобство игры, а корпус – за формирование звука. Разумеется, существуют самые разные модификации гитар, но в этой статье мы рассматриваем самый популярный вариант.

ФОРМЫ ГИТАРЫ

И вот мы подобрались к внешним атрибутам инструмента. Взглянем на исторически самые популярные формы.

STRATOCASTER/SUPERSTRAT



Самыми известными и наиболее распространенными являются электрогитары с корпусом типа Stratocaster. И  не только потому, что это одна из первых форм в принципе: у подобного корпуса самая продуманная эргономика из всех. На гитарах типа Stratocaster очень удобно играть как сидя, так и стоя. Обычно они отлично сбалансированы и их гриф не перевешивает корпус. Также такие гитары предоставляют свободный доступ ко всем ладам на грифе и, зачастую, довольно мало весят. Stratocaster – беспроигрышный вариант для новичков. Для традиционных стратокастеров также характерен моментально узнаваемый «стеклянный звук», хорошо знакомый поклонникам классического блюз-рока и фанка.



Superstrat является эволюцией традиционной формы Stratocaster и не имеет таких же четких рамок формы. Суперстраты от разных компаний могут несколько различаться, но всех их объединяют общие заостренные очертания с двумя «рогами» и характерной «талией».

LES PAUL



Говоря об электрогитарах просто невозможно обойти стороной классический Les Paul. С середины прошлого века и по сегодняшний день именно эта форма напрямую ассоциируется с рок музыкой и игрой с перегрузом. Цельный и довольно крупный корпус таких гитар великолепно резонирует, что не может не сказываться на плотности и объеме звука. Однако, крупные размеры в то же время являются и ее главным недостатком. Традиционные лес полы довольно увесисты и не так комфортны для игры в положении сидя. Такие гитары признаются многими легендарными музыкантами по всему миру самыми универсальными по звуку, и поэтому часто используются в студиях для записи самых разных композиций.

TELECASTER



Несмотря на то, что именно Fender Telecaster является одной из самых первых коммерчески успешных электрогитар в мире, в долгосрочной перспективе завоевать такое же признание как стратокастеру ей не удалось. Такие гитары довольно удобны для игры и весьма просты в ремонте. Telecaster станет хорошим выбором для любителей блюза, джаза или популярной музыки.

SG



Любой поклонник гитарной музыки хотя бы раз в жизни сталкивался (или обязательно столкнется) с коллективом AC/DC и определенно обращал внимание на их гитариста Ангус Янга с его причудливым инструментом. Это SG - небольшие, довольно тонкие, зачастую легкие инструменты с характерными «демоническими рогами». Эти гитары удобны для игры в разных положениях и предоставляют свободный доступ ко всем ладам. Сама аббревиатура SG происходит от Solid Guitar, так как исторически их корпуса делались из цельного куска древесины, в отличие от Les Paul. Плотное, четкое и акцентированное звучание этих инструментов отлично подходит для рок-н-ролла или блюз-рока.

EXPLORER / FLYING V / RANDY RHOADS ETC




Немного затронем и более «экзотические формы». Они не настолько широко распространены, как перечисленные выше, но все же крайне популярны у определенных категорий гитаристов. Даже исходя только из внешнего вида, можно точно определить, что наилучшим образом такие инструменты подходят для тяжелой музыки. Однако для практически всех подобных инструментов характерен один недостаток – необходима специфическая посадка при игре сидя. И если Explorer или Warlock неплохо подходят для домашних занятий, то стрелы вроде Flying V или Randy Rhoads могут вызывать затруднения, особенно в самом начале обучения.

ДРЕВЕСИНА КОРПУСА - ВСЕМУ ГОЛОВА

Большинство пород древесины, используемых в гитаростроении, можно разделить на твердые и мягкие. Для гитар с корпусом из твердых пород, таких как махагони, клен, палисандр или коа характерен больший вес, и очень плотный, насыщенный тембр с отличным резонансом и продолжительным сустейном. В то время как гитары из мягких сортов, таких как тополь или липа, весят меньше и обладают в целом более «верхастым» и читаемым звуком, но при этом проигрывают в нижнем диапазоне частот.

Если охарактеризовать звучание конкретных пород в нескольких словах, то:

махагони обладает сбалансированным тембром с подчеркнутой «серединой»;
тополь характеризуется весьма универсальным звучанием с небольшим акцентом на верхнюю середину и хорошим динамическим диапазоном;
болотный ясень является популярным выбором в гитаростроении за счет своей “музыкальности”, выражающейся в теплом, насыщенном обертонами звуке; яркие верхние частоты, читаемая середина и плотный низ, а также быстрая атака и отличный динамический диапазон делают инструменты с таким корпусом подходящими под самую разную музыку;
липа - распространенное дерево для бюджетных моделей за счет своей доступности и податливости в обработке, а также малого веса; однако для ее звучания характерна некоторая “стерильность”, отсутствие характера и немного сжатый динамический диапазон.

ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ - СЕРДЦЕ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ




И вот мы подобрались к одному из самых важных параметров при выборе электрогитары – к ее звукоснимателям. Если древесина, из которой сделан инструмент, влияет на тембральный окрас, то сам характер звука, динамический и частотный диапазоны, а также громкость инструмента определяются именно ее звукоснимателями. Как и все составные элементы гитары, звукосниматели представлены на рынке просто в невероятных количествах с самыми разнообразными модификациями, поэтому рассмотрим только самые популярные варианты:
  1. Сингл. Исторически первый тип магнитных звукоснимателей на электрогитарах. Представляет собой один магнит с одной катушкой индуктивности. Для таких датчиков характерен яркий, резкий звук с быстрой атакой и широким динамическим диапазоном. Он очень отзывчив к манере исполнения и передает все нюансы звукоизвлечения. Однако у синглов есть недостаток – они очень чувствительны к посторонним шумам и электромагнитным наводкам.
  2. Хамбакер. Датчик, который решает основную проблему синглов путем добавления дополнительной катушки в противофазе, расположенной на том же магнитопроводе. Такая конструкция заметно ослабляет посторонние шумы и позволяет добиться более плотного и сфокусированного звука. Хамбакеры намного лучше синглов подходят для жестких направлений музыки и в целом звучат более объемно, а также обеспечивают более продолжительный сустейн. Однако они обладают меньшей динамикой и заметно менее яркой атакой.
При выборе звукоснимателей также стоит учесть такой параметр как энергозависимость. Сейчас существует две основных группы датчиков по этому параметру:
  1. Пассивные. Не требуют дополнительных источников питания и передают нетронутый, исходный сигнал, не внося изменений. Пассивные датчики чувствительны и хорошо передают тонкости исполнения, но при этом подвержены возникновению эффекта обратной связи и электромагнитным наводкам.
  2. Активные. Датчики с заметно более слабыми магнитами и меньшим количеством витков обмотки на катушке. Они требуют дополнительного предусилителя. Современные активные датчики имеют предусилители прямо в своей конструкции, но они могут быть установлены и в темброблоке инструмента. Они не требуют много энергии и обычно одной 9-вольтовой «кроны» хватает на месяцы, если не на годы. За счет такого решения звук получается более сфокусированным, чистым и мощным по сравнению с пассивными датчиками. Однако активные звукосниматели немного сужают динамический диапазон и обычно имеют просадку в области низких частот, что тоже стоит учитывать.