skladgitar

Такой разный перегруз: овердрайв

У многих гитаристов слово «перегруз» вызывает разные ассоциации и образы. Для одних эталонный овердрайв — это звучание Стиви Рэй Вона, для других — дисторшн Джона Фрушанте. За годы развития эффекта инженеры экспериментировали с различными методами создания перегруза и его оптимизации. Каждый производитель стремится внести в свою педаль уникальный элемент. В этой статье мы рассмотрим различные типы перегруза и их классификации. Сегодня мы сосредоточимся на овердрайвах, которых существует огромное множество, и даже опытным музыкантам бывает сложно разобраться в таком количестве педалей. Мы изучим историю возникновения овердрайва и его основные типы. Приступим!



В 1960-х годах педали фузза были очень популярны, и гитаристы и слушатели привыкали к звуку перегруженной гитары. Традиционный овердрайв достигался повышением громкости усилителей, но ещё не была распространена концепция раздельной регулировки усиления и громкости. Такие усилители назывались Master Volume усилителями. При увеличении громкости лампы постепенно загружали сигнал ближе к крайним положениям ручки громкости.
В конце 1960-х появились два изобретения, связанные с появлением педалей овердрайва в 1970-х годах: бустеры Sola Sound Power Boost и Electro-Harmonix LPB-1. Они позволили гитаристам легче получать перегруз из усилителей. В середине 1970-х вышли первые полноценные педали овердрайва: DOD 250 Preamp Overdrive и Boss OD-1. У них ещё не было стандартного регулятора тона.
В 1979 году был выпущен легендарный Ibanez Tube Screamer TS808, ставший хитом среди музыкантов. Эта топология остаётся востребованной и сегодня, и почти каждый производитель гитарных педалей имеет свой аналог Tube Screamer.



В 1980-х годах было выпущено несколько значимых педалей, однако гитарная музыка потеряла свою популярность из-за роста популярности электронной музыки и New Wave. В этот период производители уделяли больше внимания педалям пространственной обработки и модуляции. Однако в 1981 году была выпущена обновлённая версия Tube Screamer под названием TS9, и до сих пор ведутся споры о том, какая из моделей лучше. В том же году на рынке появилась педаль Boss SD-1 Super Overdrive, развивающая идеи OD-1. SD-1 до сих пор является одной из самых популярных педалей Boss.
Несмотря на успех TS9 и SD-1, развитие педалей овердрайва продолжалось. Десять лет спустя, в 1991 году, гитаристам была представлена педаль Marshall Bluesbreaker, которая должна была воспроизводить звучание одноимённого усилителя 1962 года, ставшего популярным благодаря альбому Blues Breakers 1966 года с участием Эрика Клэптона. Эта педаль звучала иначе, чем Tube Screamer, и положила начало новому направлению развития овердрайвов.
Вероятно, самое значительное явление в мире педалей перегруза 1990-х годов и родоначальник бума бутиковых педалей — это Klon Centaur Билла Финнегана 1994 года. Билл потратил много лет и создал множество прототипов, чтобы получить тот перегруз, который он себе представлял. Педаль выпускалась индивидуально на заказ до 2009 года, а её стоимость на вторичном рынке может достигать 5000 долларов. Это действительно уникальная схема с жёстким ограничением, которая смешивает перегруженный сигнал с оригинальным и немного корректирует АЧХ в среднечастотном диапазоне.
Последнее значительное событие в истории педалей овердрайва произошло в 1995 году с выходом устройства Boss BD-2 Blues Driver, топология которого значительно отличалась от предыдущих овердрайвов. Педаль позволила достичь более высокого уровня перегруза и идеально подходила для сольных партий, не только в блюзе. Изначально она была разработана для воспроизведения перегруза комбоусилителя Fender Blackface, но стала чем-то большим.

ВИДЫ ОВЕРДРАЙВА

Разобравшись в вопросе становления эффекта, можно и немного углубиться в тему. Как несложно понять из текста выше, за более чем полвека существования, фузз обзавелся целым рядом модификаций и версий. Хоть все их пересчитать невозможно, но вот выделить несколько основных групп и помочь лучше понять эффект - задача вполне осуществимая. Сразу отметим, что мы не применяем классификацию по типу ограничения (мягкое/жесткое), так как это сама по себе отдельная тема, применимая к перегрузу в целом.

ОВЕРДРАЙВ С ПОДЧЕРКНУТОЙ "СЕРЕДИНОЙ"

Начнем с самой популярной и распространенной категорией овердрайвов. Если "овердрайв с подчеркнутой серединой" вам ничего не говорит, то хотя бы слышать про Tube Screamer вы должны были хоть раз. Именно так. Эта категория включает в себя все разновидности "зеленого" овердрайва. Для этой топологии характерно сильное изменение оригинальной АЧХ инструмента (срез низких/высоких частот, усиление около 1 кГц). Благодаря этому такие овердрайвы могут звучать не слишком хорошо сами по себе, но просто великолепно слушаются в миксе с другими инструментами. Известно, что средние частоты - самая важная область для гитарного тембра, и ее выделение может подчеркнуть сильные стороны вашей гитары. Более того, такие овердрайвы именно за счет своей характерной АЧХ стали очень популярны в тяжелой музыке. Правда там они используются как предварительные фильтры и бустеры с ручкой перегруза в минимальном положении. Это помогает отсечь все лишнее из гитарного сигнала и добиться наиболее четкого и мощного перегруза самого усилителя.

 

"ПРОЗРАЧНЫЙ" ОВЕРДРАЙВ

Противоположностью овердрайвов с подчеркнутыми средними частотами являются так называемые "прозрачные" (Transparent) овердрайвы. В отличие от Tubescreamer они стараются максимально сохранить исходный характер звучания инструмента и лишь обогатить его гармониками, скомпрессировать и, как ни странно, перегрузить. Самым ярким представителем этого направления можно назвать классический Bluesbreaker первой ревизии. Для "прозрачных" овердрайвов характерны широкий динамический диапазон и прекрасная отзывчивость к манере звукоизвлечения, что делает их прекрасным выбором для экспрессивных гитаристов. Плюс такие перегрузы помогают добиться легкого кранча без необходимости разгона усилителя на полную громкость.

"МЯГКИЙ" ОВЕРДРАЙВ

Скорее всего это самая противоречивая позиция в нашей классификации. Другие педали обладают довольно выраженной и устоявшейся со временем характеристикой, но так называемые Smooth овердрайвы только относительно недавно начали набирать популярность вместе с ростом спроса на звучание усилителей Dumble. Довольно долгое время эти усилители были довольно нишевым продуктом для профессионалов, но развитие интернета и доступность информации позволили людям по всему миру узнать про этот феномен. Производители гитарных педалей не могли проигнорировать желание масс и этот сегмент рынка начал постепенно насыщаться. Пока педалей такого типа не слишком много, но тенденций на спад популярности Dumble не наблюдается. Охарактеризовать тембр "мягкого" овердрайва довольно непросто, хоть название вполне точно отражает их суть. Это достаточно мягкий, довольно прозрачный и легкий овердрайв с небольшим намеком на теплый фузз, который чувствуется как ламповый усилитель.

ОВЕРДРАЙВ ТИПА KLON

Конечно, вернее было бы назвать эту категорию Centaur, ведь Klon - название фирмы, изначально создавшей педаль. Но в общественном сознании педали такого типа известны прежде всего как Klon, так что имеет то, что имеем. Как уже говорилось в секции про историю овердрайвов, это одна из самых интересных топологий на рынке. За счет использования двойного потенциометра Gain вы сможете использовать педали типа Centaur и как чистый бустер, и как перегруз на грани с эффектом дисторшн. Недавний взрыв популярности к Klon Centaur в сочетании с практически недостижимыми ценами на оригинальную модель подтолкнули множество лидирующих производителей создавать свои версии этого эффекта.

Теперь вы должны знать достаточно, чтобы вполне представлять себе предпочитаемый звук. Попробуйте каждый тип овердрайва пока не почувствуете, что тот или иной эффект наилучшим образом сочетается с вашей манерой игры. Хороший перегруз способен вдохновить на создание немалого количества потрясающего музыкального материала. Но при этом не стоит забывать, что любая педаль эффектов не более чем инструмент для достижения цели. Не стоит думать, что отсутствие той или иной педали как-то ограничивает ваше творчество. Сочиняйте музыку, улучшайте технику игры, а Склад Гитар с радостью поможет подобрать наиболее подходящее оборудование.